Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Илья Муромец и Соловей-разбойник

 Пудожье


Исполнитель:
Фадеева Анастасия Леонтьевна, 1882/83 г.р. д. Ижгора, записано в 1940 г.

Илья Муромец и Соловей-разбойник



Как справляется-снаряжается
А старый-то казак Илья Муромеч
Во первую поездку богатырскую.
ЁН у матушки уж да давается,
Ён у батюшки благословляется:
«Вы спустите-ко, благословите-ко
Меня к трем же тым крестам да иоклонитися,
Ко святым отьцам да приложитися.
Вы спустите — поеду и не спустите — поеду».
Кладал потницьки да на потницьки,
На потницьки кладал мягки седлышки.
Уж видели добра молодца сядучи,
Не видели доброго молодца поедучи.
Одна куревка уж только прокурела,
А порошица да пропорошила.
И выехал удалый на чисто поле,
Поглядел в сторонку полуденную —
Там силушка стоит уж несметоцьна,
Околь силушки заюшку не обскакать,
А церному ворону не облететь,
А сильному богатырю не объехать,
И днем-то не видно красна солнышка,
Только-то уж пару лошадиного.
Уж стал-то молодец-то пораздумалси:
«А не заехать мне как в эту силушку,
Уж нецем на пиру буде похвастати».
А рвал он дуб кряковистый,
Заехал-то уж ён в эту силушку.
По силушке-то стал ён поезживать,
Сырым корьям дубком стал помахивать.
Куды махнет — тут туды улиця,
Перемахнет-то уж ён переулками.
А всих-то ён прибил ён татаровьёв,
Татаровьёв уж ён всих, улановьёв,
Не оставил ён ни одного на симёна.
Приехал он в деревню во Смолягину,
Зашел ён во церьковь белокаменную.
Стоят-то уж тут люди, богу молятся,
Стоят каюци да приглашаюци,
На войну-то уж ёны отправляются.
Поклон-то ён ведет по-ученому,
Уж он кладет по-писаному.
Говорил-то ён да таковы слова:
«Что вы каетесь, что причащаетесь,
А далеко ли да отправляетесь?»
«Под нашим-то под городом Смолягиным
А стоит-то силушка несметошна».
«Бежите-то вы уж скорым-скоро,
А скорым-то вы скоро да скоро-наскоро,
Поглядите-ко уж вы на свою силушку,
А что силушка да ваша делает».
Сбежали тут ёны скорым-скоро,
Скорым-то скоро да скоро-наскоро.
Поглядели уж тут на свою силушку —
А силушка-то лежит вся прибитая,
Прибитая она, костром срытая.
«Ах же ты, удал (ый) добрый молодец,
Живи ты как во городе Смолягине,
Во Смолягине живи да во Смородине».
«Не буду я уж жить в вашем городе,
Скажите про дорожку прямоезжую,
Прямоезжу про дорожку прямохожую,
А ехать только мне-ка во Киев-град».
Говорят ему мужики смолягинцы:
«А прямо-то ехать надо три цясу,
А около-то ехать — только ехать три году,
А прямо-то ехать — есть три заставы,
Три заставы-то есть вси великие:
Перва застава — а тут река Смородина,
Друга застава — вси болота топучия,
Третья застава — там Соловей-птица,
Соловей-птица да Рахматая.
Сидит тут Соловей на семи верстах,
На семи верстах да на семи дубах.
Рыцит уж Соловей да по-звериному,
А свищет Соловей да по-змеиному,
Лызгает Соловей тут по-собацьему».
А тут добрый молодец и раздумался:
«Не сделать мне дорожки прямохожие,
А нецем на пиру будет похвастати».
Одною он рукою да уж коня ведет,
Другой-то рукой он дубы все рвет,
Дубы-то уж рвет да мосты мостит,
Да мосты мостит он все дубовые,
Ставит столбики ён да тоценые,
На столбах-то ён да подписыват:
«Вот-то я прошел, добрый молодец,
А старый-то казак да Илья Муромец».
Приехал ён тут к Соловью-птице.
Соловей-птиця срыцял по-звериному,
Засвистел тут Соловей ён по-змеиному,
Его добрый конь да на колена пал.
Ну, бил уж тут коня по тугим ребрам.
«Ах ты, добрый конь да ты волчья сыть,
Не слыхал ты, верно, свисту звериного,
Не слыхал ты, верно, крику змеиного?»
Натягивал он только тугой лук,
А тугой он лук со налуцником,
Кладал стрелочку ён тоценую,
Тоценую-то ён, золоцёную,
А стрелочки-то ён приговаривал:
«Лети-ко ты, стрела, уж не на воду,
Не на воду, не на землю,
Лети-ко Соловью под право крыло,
А рви-ко Соловья ты на сыру землю».
Слетела стрелоцька не на воду,
Соловью-то уж под право крыло.
Поехал тут ён да добрый молодец,
Привязал ён Соловья к правой стремени.
А говорят его детушки:
«И наш-то уж батюшка какого мужиценочка
А везет-то у права стремени».
Говорила тут уж им родна матушка:
«А нет, какой-то мужиценочка
Везет он батюшку у стремени».
Выходила его тут родная доць
И звала его во гостебище,
А говорил удалый молодец:
«Я делаю дорожку прямохожую,
Гостебищем уж я не занимаюся».
Пришел да уж ён во Киев-град
Ко солнышку ко князю ко Владимеру.
Был уж у его да почетный пир.
Приехал молодец да на широк двор,
Добра уж ён коня да не привязывал.
«А береги-ко, Соловей, ты добра коня,
А конь, ты береги да Соловья-птицу».
А сам-то пошел во высок терем.
Мостиноцки уж вси подгибалиси,
Ступеницки тут да ломалиси.
«Проходи-тко уж ты, добрый молодец,
А сядь-ка ты на самый нижний кончик-то».
Уж вси-то на пиру да наедалисе,
А вси-то на пиру-то порасхвастались.
А умной-то хвастад отчом-матерью,
А безумной-то хвастал золотой казной,
А глупый-то хвастал молодой женой,
А он-то говорил, удалый молодец:
«А ехал уж поездкой богатырскоей,
А сделал к вам дорожку прямохожую,
Убил-то я у вас Соловья-птицу».
Говорили тут таковы слова:
«Не хвастай, молодец, не заманывай».
А говорил-то добрый молодец:
«Соловей-то уж птица у добра коня».
А говорил-то солнышко князь стольно-киевский:
«Веди-ко ты сюды да во высок терем,
А пусть-ко зарыцит а по-звериному,
Пусть-ко ён свищет по-змеиному».
А говорил-то добрый молодец:
«Рыци-ко, Соловей, только вполголоса,
Свищи, Соловей, только вполсвиста».
Зарыцял как Соловей во всю голову,
Засвистел-то Соловей в буйну голову.
Терема-то только вси зашаталися,
А околеньки вси посыпались,
А князь уж со княгиней чуть с ума ни шел.
«Ах вы, сильные могучие богатыри,
Возьмите-ко невежу за белы руки,
Ведите-ко его во глубок погреб,
Посадите-ко его во глубок погреб,
Дубьем уж вы, колодьем заворочайте».

(Посадили Илью Муромца.)


Собиратель: Соймонов А.Д.
Шифры архивов: НА 8/23
Опубликовано: Русские эпические песни Карелии
/ Подготовила Черняева Н.Г. Петрозаводск, 1981, № 32



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.