Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Никола Дубленской

 Карельское Поморье


Исполнитель:
Дементьева Мария Владимировна, 1903 г.р., д.Вирма, записано в 1968 г.

Никола Дубленской



Так вот, жили старик со старухой, жили хорошо, но старуха старика почему-то не любила. Жил недалеко поп. Поп был вдов. Полюбился поп, в гости надоть ходить попу, но не знат как, старик мешает. Вот, а старик-то узнал, что старуха любит попа.
— Так как бы мне помешать ихней любви? Пришел один раз из лесу домой и говорит:
— Старуха, вот я в лесу чуда какого видел: стоит дуб большой, в дубе дупло глубокое, а там икона — Никола Дубляной, лампадка теплится. Вот хорошо, хоть бы помолиться сходить туда. Зря не помолился. А старухе этого и надоть.
— В каком месте?
— Да там три дороги есть, развилка, и вот от третьей развилки в сторону.
Ну ладно. Старуха и думат, что пойду помолюсь. Утром взяла, собирается, полушубок одеват и ушла из дому. А старик оделся, с печи спустился, побежал стороной. Прибежал в лес, в дупло залез, за икону сел и выглядыват. Старуха
пришла, видит — лампадка теплится.
— Дубляной ты, Никола! (На колени пала.) Помоги ты мне, ослепи ты старика, чтобы поп-то ко мне в гости ходил, он бы не видел.
Молилась, молилась, вернулась домой. Вернулась домой, а старик уж на печи лежит.
— Куда ходила?
— Да вот недалеко ходила, в суседы.
А старик-то все ведь знает. Ну вот, на другой день одевается, утром опять приходит.
— Куда, старуха, походишь?
— Да в суседы похожу.
— Ой, не вижу, старуха, ничего не вижу.
Вот она ушла опять в лес молиться. Старик опять с печи спустился, оделся, впереди ей убежал. Пришел, в дупло сел и опять из-за иконы выглядыват. Старуха пришла, на колени пала.
— Вот, убляной Никола, спаси тебя бог и помилуй. Хорошо ты сделал, ослепил старика. Теперь уж пошли ты ему глухоту, чтобы не слышал, да не видел, как поп в гости ходит.
Ну ладно, молилась, молилась, ушла. Старик впереди ей, дома уж на печку залез, сидит на печке. Старуха пришла Домой. Старик не слышит, ничего не говорит:
— Старик, ты дома? Старик не отвечает.
— Вот беда-то, — зашла на печку.— Старик, живой ли ты? Стала тормошить, старик пошевелился.
— Ой, так верно ты ослеп да и оглох. Вот так бедушка-то мне навязалась теперь, так вот уж бедушка-то мне навязалась теперь.
А сама того и радехонька. Ну, ладно. Вечером сходила, попа в гости созвала, блинов напекла, каши наварила, масляных блинов, чай согрела.
— Ешь, батенька.
Угощает, ходит, ласкает попа. Вышла на двор. Старик с печи спустился, да попа взял и задавил. Да блин сунул ему в рот масляный. Старуха вернулась — поп на полу лежит.
— Вот беда-то! Масляны таки блины пекла, да как он задавился-то?
Ну ладно. Сходила на деревню, растрезвонила, попа утащили, похоронили. Старуха больше всех плакала. А старик прозрел да и глухота прошла.


Собиратели: Разумова А., Лавонен Н.
Шифры архивов: НА 126/143, ФА 1016/2
Опубликовано: Русские народные сказки Карельского Поморья / Составители Разумова А.П., Сенькина Т.И., редактор Колесницкая И.М., «Карелия», 1974, № 38



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.