Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Про пантуфни

 Карельское Поморье


Исполнитель:
Дементьева Мария Владимировна, 1903 г.р., д.Вирма, записано в 1968 г.

Про пантуфни



Жила-была у меня жена Варвара, немножко пониже амбара, и был у нас большой бык. Пошла она в хлев быку сена давать.
— Чего долго Варвары нет? Чего долго Варвары нет? Ждал, ждал, пошел смотреть. Пришел, а бык Варвару съел, одни пантуфни остались. Погоревал, погоревал.
— Что буду делать? Пойду к судьи. Судить быка может будут за то, что Варвару съел.
Одел вязку на рога, повел быка к судьи. Судья го-ворит:
— Как же я быка судить буду? У бога надоть искать уж защиты.
А как у бога? Бога-то на земле нету. Ведь как-то на небо надо докучать идти. Думал-подумал, деньжонок было, сходил на базар, купил веревок и стал лестницу плести. Плел, плел, длинну-предлинну сплел лестницу.
Ну дак на небо надо идти, дак и подарки надо богу нести. Опять деньги потребовались. Сходил на базар, купил всем богам по сапогам, богородице пантуфни. Как без подарков пойдешь? Вот в мешок все собрал, завязал, лямки сделал, одел на плечи, ну и стал лестницу закидывать. Тучка такая подошла плотная, толстая. Закинул крючком, как будто повисла лестница, смотрю. На перву ступеньку ступил, на втору ступил, на третью ступил, а крючки сдали, я кувырком, лестница упала. Второй раз я применился. Второй раз так же .получилось, оборвались крючки. Но третий-то раз я уже закинул, так тут удачно, лестница не сорвалась. Вставал, вставал, вставал, мешок оттягивает назад. Тяжелый мешок-то был ведь. Доставал я и до последней ступеньки. А там у бога стража стоит, святой на часах, земной жизни не знают, так с земли человека никак не принимают. Просил, просил, молил, молил, вот меня л допустили к богу. Сидит бог, а рядом мать-богородица. Поклонился, поздоровался, подарки преподнес, а подарков-то они не взяли. Конечно, пантуфни-то и понравились богородице, так на небе не носят ни сапогов, ни пантуфней.
— Унеси обратно на землю, откуда принес.
Ну ладно, пожаловался я богу Саваофу на быка, что бык съел Варвару. Он говорит:
— Варвара-то твоя уж на небе давно.
— Да как на небе-то? Бык же съел.
— Да хоть съел бык-то, так она уж на небе. Не веришь, так покажем.
Откуда ни возьмись и Варвара очутилась.
— Варварушка, милая, пойдем домой, уведу тебя.
— Нет, я к земной жизни теперь уж не пойду. Выстала на небо, поднялась, не пойду.
Что делать? Поплакал, поплакал, погоревал, надоть обратно идти. Обратно идти, опять мешок на плеча, звалил, на ступеньку на последнюю встал, плюнул вниз на землю ; три раза.
— Куда слинка летит, туда я полечу, катком, вальком, мешком, шишком, перевертышком.
Да как прыгнул и лестницы не считал. До земли летел, не долетел, так и разбился. Так и пантуфни лежат, и сапоги все лежат, а дед убился.


Собиратели: Разумова А., Лавонен Н.
Шифры архивов: НА 126/45, ФА 1016/14
Опубликовано: Русские народные сказки Карельского Поморья / Составители Разумова А.П., Сенькина Т.И., редактор Колесницкая И.М., «Карелия», 1974, № 39



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.