Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Леший "Капралов"

 Пудожье


Исполнитель:
Лёвина Евдокия Макаровна, 1895 г.р., записано в д. Пога, 1974 г.

Леший "Капралов"



Старик видел его на глаза, дак тоже человеком. Глазища такие, что как будто болши́ очки, темный такой на лицё. Оны на одной колодинке разговаривали сидели. Иван Петрович рассказывал Лебедев. Он недалёко тут за лахту сошел дров сечь. А старухе говорит:
- Я, старуха, схожу дров насеку.
- Ты долго проходишь?
- Ой, я не так долго.
Ну вот и пришел, стал дрова сечь. Только стал топор-то вынимать - против его мужчина стоит! Ружье тако, собачка есть така. Сначала собачка прибежала. Видит, что собачка против его лайконула, объявиласе. Он хотел собачку еще дубинкой дать. Откуда ты это взялась-то? А собачка-то: "Вифь". Така́ маленька. Он:
- Против меня человек, - говорит, - образовалсе. Ружье такоё хорошоё, светлое. На себе балахон одет рядниця така. Ну котелок тут, сумоцка, все. Как охотник. Патроны тут вкруг себя, все. - Вот я,- говорит,- взял, дельницьки вынял. Стал на колодину садиться. Он:
- Дедушка, садись со мной на одну колодинку.
- Ницего, етта сяду на этот пенецек. Господи, благослови на дельнички на свои сесть!
- А-а! Знал, что сказать! - Он ему. - Знал, что сказать.
Ему не сказать, дак он, може, его увел бы, а ён сказал: "Господи, благослови!"
Ну и [охотник] говорит:
- Давай, дедушка, закурим!
А все от меня лицом отворачивается, отворачивается. А показался Капраловым с Песчаного оттуда. - Ой, Капралов-то, гли-ко, ходит на охоту, охотник, гли-ко.
- Да у меня, дружок, есть свой табак. - Взял, вынял.
- Да кури,- говорит,- моего-то!
Вынял тоже кисет, спички таки же как у меня, табак. Ну и закурили. Дават мне курить, я никак не [беру].
- Не, у тя давношно дело, а я своего закурю.
Он закурил, я закурил. Он на меня как взглянул, а у меня волосы кверху повставали. Это тут никакой не Капралов, тут лесной! Я и спросил:
- Дедушка, где ваша деревня?
- Деревня? А тут недалёко - говорит.
- Как ваша деревня называется?
- Пога. Да, у вас когда ночного караульного проверяли, ак я у ригачи у угла стоял,- этот мужик-то сказал.
Я, говорит, думаю, вот беда-то. Как беда, не уйдешь-то от его. Я и говорю:
- Дак вот, дружок, хоть бы сказал, когда война кончится? А война шла еще.
- Война? А вот не умрёшь, дак узнашь. А умрёшь, дак ничего не узнашь, когда война кончится. Буде время, кончится война.
Ну, потом сидел-сидел ["Капралов"]:
- Дедушко, у вас е в Рагнозере родня?
- Да, есть,- говорит. - Там есть у меня Петр Иваныч, да Олёксандр Иваныч да...
- Знаю-знаю их, всех Олексеевых знаю. Дедушко, пойдем со мной в Рагнозеро в гости!
- Нет, дружок, я старый идти, не пойду.
- Пойдем!
- У меня ноги боля́. Я одва́ пришел,- говорит,- сюда и дров-то рубить.
- Пойдем со мной, дак не заболя ноги,- говорит,- дичины будешь досыта исть, набьем!
А я вижу, что сам такой черный, глаза большие, нос такой длинной. А я, говорит, Капралова знаю, что тут век не Капралов.
[Охотник] потом говорит:
- Дедушко, ты не боишься, как я свистну?
- Да свистни, свистни, дружок, я на войны бывал, был на Германской войны, дак свистанья слыхал всякого.
Говорит, как взял, эк клал руки. Отвернулся от меня, да как свистнул! Дак у меня уши заглушило. Ён думал, что он ею свистне, даёт, а он свистнул губамы.
Снег уж был на лесу́-то, и как меня снегом-то всего зарыло, как его леший по вершиньям понес, один лес шатается, да ушел, ушел ведь! Потом все это прошло, я поглядел - нигде следов нет и ничего нету, а так.


Зап. Русакова Е.И., Нигметова М., Устинская О., 1974 г.
Шифр архива: НА 73/75.
Опубликовано в кн.: Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички / Изд. подгот. В.П. Кузнецова. Петрозаводск, 1997. С. 39.



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.