Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Привидение

 Пудожье


Исполнитель:
Фофанова Татьяна Григорьевна, 1899 г.р., записано в д. Куганаволок, 1973 г.

Привидение



У меня у самой бы́ла така история. Вы, может, не поверите. У меня отец неродной был, у мамы был приёмыш при́нятой. Вот он тогда пожил два года, помер я так его бояласе, души у меня не было.
Вот мама уехала. Я самая старшая, мне было тринадцать годов. Я уже толкова. Ну так боюсе пойду, на сарай пойду как к скотины, думаю сейчас отец стоит. У нас три коровы было, еще лошадь, жеребенок молодой. Вечером напоила я скотину, время уже было в марте месяце, уже солнышко садится. У нас было большое окно на сарае. Солнышко, только от зари так начинает... Тут ворота в сарай, где сено-то. Гляжу, вот так стоит, отец стоит! Шуба его, шапка его, в валенках. Я глазам своим не верю! Смотрю, у́перла глаза. Он! Где дырка, пихают во двор лошадям сено, с сарая во двор. Стоит вот так на мостины, а я вот так стою, вся онемела. Не могу и духу в себя набрать. Опять сведу глаза, стоит, не уходит. На́брала духу в себя и так произнесла:
- Ох ты, нечиста сила, куда пришел?!
Вот вы не поверите! Я своим глазам не верила. Стоит мужчина, шапка солдатская эти барашковые-то делают. Вот так ниже, ниже, ниже и так скрозь мост провалился, нет! Слышу женщина, соседка рядом колет дрова, стукат. Я к воротам пробрела в сарае, ворота на две половины распахнула, а у самой сердце вот так колотит. Да еще обернулась, поглядела - нет. Провалился!
- Кума - говорю,- кума, поди-ко ты сюды. Она говорит:
- Что?
Я говорю:
- Поди мне сегодня, пособи коровам надавать.
- А что,- говорит,- случилось?
Я говорю:
- Поди, как я тебе покажу место, где отец стоял и куда провалился скрозь землю. - Я говорю, - он, наверно, во дворе остался.
- Да что ты, девка, похоронен, да увезен, да закопан, да что ты?!
- Поди, кумушка, будь добра, поди. Пособи мне сегодня коровам надавать.
Вот мы сена напихали туда, корму полный двор
- Не ходи больше! А утром сходишь.
Пришла, мне что-то не верится, думаю, как я утром пойду? Он опять там где-ни стоит. Я к де́де. Через дорогу дедина, деревня-то вся родственники. Эта де́дина мамы-то еще божатка, кресна. Я пришла, говорю:
- Де́енка, знаешь что?
- А чего,- говорит,- у тя случилось-то?
Я говорю:
- Я отца боюсь, у меня души нет. Мне сегодня Наталья пособила коровам надавать. Стоял,- я говорю,- на сарае.
- Да что ты, девка, сотвори ты молитву-то. Давай-ко пойдем.
- А заря, солнце скрылосе. Она:
- Давай-ко, пойдем домой.
Пришли, она взяла крюк. А печи-то по-старинному. Печка устьем-то сюда, а с той стороны подпечье, для кур.
- Ну-ко, склонись,- говорит,- туда, стань на колени, гляди в подпечье.
Она крюком этим там куда попало по стенам тычет, а я гляжу. Выстала.
- Иди. Бот с тобой, нынь никто не покажется.
Дак там хоть два Степана этых стой, дак ведь не боялася! Пошла куда, не боялася, и в умах нету.


Зап. Разумова А. П., Русакова Е. И., 1974 г.
Шифр архива: НА 133/95.
Опубликовано в кн.: Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички / Изд. подгот. В.П. Кузнецова. Петрозаводск, 1997. С. 103.



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.