Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Хитрый вор

 Карельское Поморье


Исполнитель:
Кондратий Яковлевич Игнатьев, 66 лет, г. Беломорск, 1967 г.

Хитрый вор



Жили были в деревне два брата. Один занимался кузнечным делом, всякими такими делами, которые положены в сельском хозяйстве, второй избрал себе такой путь, который никто не одабривал, занимался воровством – по малости и по-большому.
У второго брата не было никого детей, а у того кто был кузнец, у него был один сын. Сына хотел отец выучить какому-нибудь ремеслу: кузнечному, сапожному или другому какому. Но сын не хотел, куда бы его не отправляли, не хотел ничему учиться. Вот придет к дяде и спрашивает:
- Дядя, чем ты занимаешься? Чем?
- А кого бы как-нибудь обокрасть.
- Научи меня воровать.
Тот:
- Нет, не надо, отец будет ругаться.
Ну, ни в какую. Так вот мальчишка стал, понимаешь, привыкать вместе с дядей воровать. Вот один раз они вышли. Идут по дороге, племянник и говорит дяде:
- Слушай, дядя, вот там , - говорит - плавают соседские гуси, давай, говорит, их украдем.
- Что ты, дурак, говорит, как гусей можно украсть?
- Попробуем, украдем.
- ну, знаешь, это не украсть никак.
Ползут потихоньку, подкрадываются к гусям. Пока крались, племянник у дяди взял да и сапоги порезал. Тот как в воду вскочил, воды полный сапог. Гуси улетели. Идут дальше по дороге. Идут два мужика, ведут, наверное, на продажу быка. Племянник и говорит:
- Давай украдем быка.
- Что ты, как у двоих украдешь? Ты еще мал. А мне с двумя не справиться.
- Попробуем, украдем. Дядя, у тебя сапоги хорошие?
- Хорошие.
- Ну так давай, пойдем.
Подошли.
- Бросай сапог.
А сами спрятались. Бросил дядя сапог на дорогу. Племянник говорит:
- Давай мне со второй ноги.
И давай бежать вперед по направлению.
Подошли мужики:
- Вот какой-то разуфай сапоги растерял. Один. Куда ж его?
Так племянник наверно версты две пробежал и бросил второй сапог.
Подходят эти мужики – видят второй сапог лежит. Посмотрели. Тот как будто был на правую ногу, а этот на левую, значит, что делать?
- А давай, привяжем быка вот здесь веревкой к березке и побежим. Кто вперед прибежит за тем сапогом, того и будут сапоги. Вот и пустились вперегонку. Бежат. А в это время племянник быка отвязал и загнал, а дядя вслед за ним пришел лесом, загнал его в болотину и говорит дяде:
- У тебя нож есть?
- Есть.
- Отрезай голову.
Отрезали голову и поставили на место. Мужики пришли, видят нет ни сапога, ни быка, стали искать. Нашли его в болотине.
Смотрят, а бык в болотине. В болото идти худо, были в лаптях. Веревка у них была. Забросили эту веревку за рога, стали тянуть. Тянули, тянули, а голова-то не совсем была отрезана. И оторвали голову. Пропал бык. Делать нечего.
- Что будем делать?
- Ну пропал бык совсем! Нечего делать. Что делать?
Пошли они, как говорят, не солоно хлебавши. Это и надо было дяде да племяннику. Племянник говорит:
- Ну, давай, буду доставать быка из болота!
Достали быка, сняли шкуру. Говорит:
- Давай мясо делить.
Племянник говорит:
- Давай делить пополам.
- Как пополам? Воровал, а ты мне только помогал. Мне две трети, а тебе одну треть.
Племянник:
- Нет!
Рассердился, схватил шкуру бычачью и убежал в лес. Выломал прут и давай по шкуре хлестать и приговаривать:
- Милые дяденьки, не я воровал, дядя воровал, я помогал, оставьте меня, пожалуйста, не бейте.
Услыхал как это дядя и давай бежать. А племянник ничего не думая, пришел к отцу и говорит:
- Батя, дай лошадь.
- Куда?
- Да надо, съезжу.
Съездил, взял быка, который был разрезан на части, положил на телегу и свез в город, продал.
Прошло немного времени, ну занимается там мелким /воровством/.
- Что нам мелкими кражами заниматься? – говорит дядя, давай что-нибудь побольше сделаем.
- Куда пойти?
- Пойдем в город, там есть Госбанк, ну там банк частный у одного купца, там хранятся деньги, золото, всякие такие вещи, вот давай…
- А как там все под охраной?
- Ну подумаем, посмотрим, походим.
Ну походили, посмотрели, да, трудно попасть. Племянник потом посмотрел:
- А вот что, дядя, давай потихоньку ночью рыться в земле, пророем ход под землю, а там потом…
- А как, - говорит?
- А землю тоже будем выносить.
И роются. Так проходит день, два, три, все копаются. Ну, потом и днем начали это дело делать. Заберутся, там и не видно. В конце концов определили по шагам сколько расстояние. Ну когда под стены-то подрылись, а как попасть под пол? В результате додумались, что надо и пол. А пол, конечно, не каменный, а деревянный. Принесли инструменты. Ну тогда как там никого не было, наружная охрана была, а внутри в этом помещении, в котором закрывалось, не было, пропилили и пол, ну и в первый день унесли порядочную сумму денег.
Унесли. Это показалось мало. В банке сперва не схватились, а потом когда пришли – смотрят, понимаешь, половина денег уплыла, а они хитро замазывали. Уйдут и опять замажут.
Как, но догадались, что здесь что-то не ладно. Открыли пол, а там яма, а под яму прорыв такой, дальше, дальше - вышли туда. Ну что же? Надо поймать воров. А племянник все посматривает – как – что-то дело неладное. Догадались.
Как поймать воров? Надо поймать. Решили – поставить в яму чан и накипятить туда смолы. Когда станет туда (вор) спускаться, тогда и попадет сверху в эту смолу. Так и сделали. Вот пришли дядя с племянником, племянник говорит:
- Ну-ко, дядя, сегодня полезай-ко ты. Я все время лазаю. Попробуй, как ты сумеешь вперед меня туда попасть.
Дядя полез туда, а смола-то горячая, он как закричит – ой, я обжегся, ноги!
Племянник видит – дело неладное, поймают и я попаду.
Он недолго думая, взял ножом у дяди голову отсадил, пришел к тетке и говорит:
- Вот что, тетка, погиб наш дядя, я больше не могу ничего сделать.
Отсадил голову и там оставил. Ну, стали искать, так-сяк. Кого? Тогда решили положить покойника на телегу или на сани и повезти по селам, деревням, узнают – кто из родственников – арестуют, а потом добраться, потому что не один воровал.
Племянник это дело пронюхал и говорит тетке:
- Знаешь что, тетка, повезут твоего мужа через нашу деревню тоже, будут всех вызывать – не признаете ли вы его? Тебе конечно будет охота посмотреть, может быть и поплакать. Так вот я тебе советую вот что: когда повезут его, ты налей в кувшин молока и иди. Когда поравняешься – споткнись и реви сколько хочешь. Не говори, что тебе жалко мужа, а говори, что упала, кувшин молока разбила и последнее тут у меня, вся моя надежда, не на что будет жить и всякие такие вещи, об этом ты и говори.
Вот везут из села в село, из деревни в деревню, из города в город и привезли в эту самую деревушку покойника. Народ вызывают, не знаете ли кто он такой? Никто. Тетка подошла с кувшином молока, как будто бы невзначай споткнулась, упала, молоко спролила, кувшин разбила и давай реветь.
- Что я буду без тебя…
- Ага, значит твой муж?
- Да нет, что вы, что вы, я просто кувшин разбила, молоко спролила, надо было продать, неи на что хлеба купить и так далее и тому подобное.
Отступились и ушли. Дальше возили, возили, так нигде не нашли вора.
А этот вор стал взрослым и не прекращал свои такие воровские занятия. Пошел он дальше. Хотел он пробраться и в царскую казну. Но там более строгие законы, более твердые. В конце-концов попался. А когда попался – его повесили.


Зап. А.П. Разумова и А.А. Митрофанова, 1967 г.
Сказка-анекдот (СУС 1525Е, D)
ФА 912/6, НА 125/102
Текст сказки опубликован в кн. «Русские народные сказки Карельского Поморья».Сост. А.П. Разумова, Т.И. Сенькина, Петрозаводск, 1974., С. 145-149)



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.