Новости
Контакты



 Добрыня и Олеша

 Заонежье


Исполнитель:
Горшков Петр Григорьевич, 1875 г.р. д. Демидово, записано в 1938 г.

Добрыня и Олеша



Как пришел Добрыня со пира со княжецкого к своей
матушки.
«Ты послушай-ко, моя да родна матушка,
Ты честна вдова Марферфа Тимофеевна,
Ты зачем меня спородила богатыря,
Ты б спородила меня да синим камешком,
Уж ты бросила б меня до во синё море,
Чтоб добры людюшки не зарились,
Князья-бояре не завидовали.
Вот отправил меня солнышко Владимир-князь
да стольне-киевской
На застави на-турецкие».
Утром рано тут ранешенько
Стал справляться тут Добрынюшка Никитинич.
Он выводит как с конюшен коня до богатырского,
Он стал седлать да коня доброго,
Он положил войлучки,
А на войлучки положил потнички,
А на потнички седельце черкацкое,
Стал с молодой женой прощатися,
Что с молодой женой Настасьей да Микуличной,
Стал молодой жены наказывать:
«Ты послушай-ко, Настасья свет Никулична,
Ты сиди да у окна, да й в окно гляди,
Ты ведь год да жди,
Да жди и три году,
Если не вернется Добрынюшка Никитич
Да через три года да со чиста поля,
То хоть вдовой живи да хоть замуж поди,
Только не ходи ты замуж за Олешку Поповича,
А Олешка Попович мни крестовой брат».
Вот прошло уж тому времечки ровно три годы,
Тут ведь начал Олешка Попович подхаживать,
Он ведь начал Настасью Микуличну подсватывать.
А Настасья Микулична все отказывала,
Не хотела она выйти замуж за Олешку Поповича.
А миновало тогда времечко уж пять-то лет,
А от Добрынюшки Никитича
Нет письма, нету ни грамотки,
Никакого нет известия.
Написали тут письмо подложное,
Что Добрынюшки Никитича уж в живых нет,
Его ручки-ножки порасстрелены,
Буйна голова под кустышком.
Тут ведь сам-то солнышко Владимер-князь
да стольне-киевский
Начал сам с Олёшкой Поповичем подхаживать
И Настасью Никуличну подговаривать.
Тут послушалась Настасья Микулична князя Володимера,
Согласилась идти замуж за Олешку за Поповича.
Тут назначили пир да свадебку.
А в эту пору в это времячко
Что не пыль столбом стоит —
Со чиста поля молодой казак катит.
Тут ведь ехал-то Добрынюшка Никитинич,
Он узнал, что творится во Киеве,
Он приехал как на свой, грит, боярский двор.
Через пять-то лет Микита бородой оброс
да приобматерел,
Не узнаёт да его родна матушка,
Не узнаёт да не надеется.
Говорит он своей матушке да таковы слова:
Он выводит как с конюшен коня до богатырского,
Он стал седлать да коня доброго,
Он положил войлучки,
А на войлучки положил потнички,
А на потнички седельце черкацкое,
Стал с молодой женой прощатися,
Что с молодой женой Настасьей да Микуличной,
Стал молодой жены наказывать:
«Ты послушай-ко, Настасья свет Никулична,
Ты сиди да у окна, да й в окно гляди,
Ты ведь год да жди,
Да жди и три году,
Если не вернется Добрынюшка Никитич
Да через три года да со чиста поля,
То хоть вдовой живи да хоть замуж поди,
Только не ходи ты замуж за Олешку Поповича,
А Олешка Попович мни крестовой брат».
Вот прошло уж тому времечки ровно три годы,
Тут ведь начал Олешка Попович подхаживать,
Он ведь начал Настасью Микуличну подсватывать.
А Настасья Микулична все отказывала,
Не хотела она выйти замуж за Олешку Поповича.
А миновало тогда времечко уж пять-то лет,
А от Добрынюшки Никитича
Нет письма, нету ни грамотки,
Никакого нет известия.
Написали тут письмо подложное,
Что Добрынюшки Никитича уж в живых нет,
Его ручки-ножки порасстрелены,
Буйна голова под кустышком.
Тут ведь сам-то солнышко Владимер-князь
да стольне-киевский
Начал сам с Олёшкой Поповичем подхаживать
И Настасью Никуличну подговаривать.
Тут послушалась Настасья Микулична князя Володимера,
Согласилась идти замуж за Олешку за Поповича.
Тут назначили пир да свадебку.
А в эту пору в это времячко
Что не пыль столбом стоит —
Со чиста поля молодой казак катит.
Тут ведь ехал-то Добрынюшка Никитинич,
Он узнал, что творится во Киеве,
Он приехал как на свой, грит, боярский двор.
Через пять-то лет Микита бородой оброс
да приобматерел,
Не узнаёт да его родна матушка,
Не узнаёт да не надеется.
Говорит он своей матушке да таковы слова:
«Ты послушай-ка, честна вдова Марферфа Тимофеевна,
Я привез тебе ответ от сына нерадостной:
Его в живых нет,
Ручки-ножки порасстрелены,
Буйна голова под кустышком.
Он велел тебе отомнуть да кованы ларцы
И подать мни на память гусли звонкие».
Как получил он гусли звонкие,
Он поехал на княженецкой двор, на пир, на свадебку.
Там местечка были все да попризаняты,
Одно местечко не занято, на кирпичной печеньки.
Как сел Добрыня Никитич на кирпичну печеньку,
Он ведь начал играть да в гусли звонкие,
Он от Киева до Чернигова,
От Чернигова да до Царя-града.
Как услыхала тут игру Настасья свет Никулична,
Она велела тут позвать да игрока да ко столу
да ко дубовому,
Она смотрит во ясны очи Добрынюшки Никитичу.
Через пять-то лет Добрынюшка Никитинеч
Он бородой оброс да приобматерел,
Сразу не могла узнать Настасья Микулична
Добрынюшки Никитича.
Как узнала она Добрынюшку Никитича,
Говорит она да таковы слова:
«Вы послушайте, князья-боярове,
Удалы добры молодцы,
А не тот мой муж, что со мной сидит,
А тот мой муж что у стола стоит».
У стола стоит Добрынюшка Микитинеч.
Она выходит с-за дубова стола
И с Добрынюшкой здоровается,
И ему да извиняется,
Что не послушала наказа и совету Добрыни Никитича.
Тут схватил как Добрынюшка Никитинеч
Олешку Поповича да за желты кудри,
Как вытащил его с-за стола дубового
И начал его дубиной подорожной похаживать,
А сам начал приговаривать:
«Аще всякой черт женится,
Да не всякому женитьба удавается».
Он ведь взял Настасью Микуличну да за белы руки,
За перстни золоченый
И целовал-то во уста да во сахарные.
Потом пошли да поехали на боярский двор к своей
матушки.
Тут нельзя, грит, описать радости Марферфы
Тимофеевны,
Что вернулся сын с женой домой. Тут и конец.


Собиратель: Родина Е.П.,
Шифры архивов: НА 70/30
Опубликовано: Русские эпические песни Карелии
/ Подготовила Черняева Н.Г. Петрозаводск, 1981, № 1



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.