Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Семь Симеонов

 Карельское Поморье


Исполнитель:
Редкина Капитолина Евдокимовна, 1877 г.р., д.Калгалакша, записано в 1935 г.

Семь Симеонов



Жили-были баба да мужик, у их детей не было. Она затем забеременелась, вошла в положение, принесла в одном брюхе всех семерых зараз. Имя положила семь Семионов. Они пожили-пожили, отец, мать и померли. Они остались младые и молодые и думали-подумали: «Как мы станем жить и сами себя кормить?» И придумали они работу, пашню пахать и хлеб сеять, и говорят:
— Будем мы сами себя кормить, как отец и мать нас воспитывали, так и сами себя мы будем кормить и воспитывать, сами себя.
И вот они работают на поле работу тяжелую. Ехал мимо царь. И увидал он их юношей младых и молодых, и всех ровных, и усмотрел на их, на этих юношей молодых, что работают эти юноши младые и молодые работу тяжелую. И подошел он к им.
— И что вы, юноши младые и молодые, работаете работу тяжелую?
Они говорят:
— Работу работаем тяжелую потому, что у нас отец, мать померли и нас оставили младых, молодых, и мы придумались работу работать, как кормиться надо нам. Как отец и мать нас воспитывали, так и сами себя будем воспитывать.
Проехал мимо царь и домой приехал, и отправил кого-то за этима юношами. Хотел их взять к себе, пожалел их младых, молодых юношей, что работают работу тяжелую и к себе их взял. И привезли к себе и призывают старшего Сервола1.
— Ой ты, Сейволушка, какую науку желаешь учиться, али в художество?
А он говорит:
— Ваша светлость царска, я не хочу ни в каку науку учиться и не в художество, а есть у меня ремесло при себе. Я, — говорит, — умею ковать.
А царь думает: «Ладно, эти кузнецы пригодны»; И призывает он второго Сейвола и спрашивает:
— Ой же ты, Сейволушка, в каку науку желаешь учиться, али в художество?
А он говорит:
— Ни в каку науку не хочу учиться и не в художество, а есть у меня ремесло при себе. У меня старший брат умеет ковать и скует мне столб от земли до неба. И я выстану на столб и рассмотрю через сколько земель, через сколько морей и высмотрю, где что деется.
Призывает он еще третьего Сейвола.
— Ой же ты, Сейволушка, в каку науку желаешь учиться, али в художество?
Он говорит:
— Ваша светлость царска, я ни в каку науку не хочу учить¬ся. Есть у меня ремесло при себе. Старший брат умеет ковать, он скуе мне ружье, я стрелю птицу на лету, всяко.
— Ой, ладно это, все мне стрелошники пригодны. Ну и призывает четвертого Сейвола и спрашивает:
— Сейволушка, каку науку хочешь учиться? Сейволушка, не хочешь ли в художество?
Он говорит:
— Я не желаю ни в каку науку учиться и не в художество. Брат умеет стрелять, и он стрелит птицу, а я не допущу ни до земли, ни до воды.
Царь говорит:
— Это мне все пригодно.
И призывает пятого Сейвола.
— Ой же ты, Сейволушка, в каку науку желаешь учиться или в художество?
Он говорит:
— Я ни в каку науку не хочу учиться и не в художество,— он говорит, — старший брат умеет ковать и скует мне топор и я тяп-ляп, сработаю корап.
И этот царь говорит:
— Мне все пригодны корабельнички. Еще он призывает шестого Сейвола.
— Ой же ты, Сейволушка, в каку науку желаешь учиться, или в художество?
Он говорит:
— Я ни в каку науку не желаю учиться и не в художество. Есть у меня ремесло при себе. Я умею водолазить, водолазом ходить.
Ну, царь говорит:
— Мне все эти водолазы пригожи.
Призывает он седьмого Сейвола, самого меньшого и спр¬шивает:
— В каку науку желаешь учиться, или в художество?
— Я, — говорит, — ни в каку науку не желаю учиться ни в художество. Есть у меня ремесло при себе предорогое. Я,— говорит, — мастер воровать и никому так не украсть, как я украду.
И царь испугался:
— И ты, — говорит, — и меня обкрадешь? И призывает своих министров на думу.
— Как вы придумаете, как мне посоветуете, чтобы он хотя бы меня не обокрал?
Эти ему посоветовали:
— Ты, — говорят, — сватайся на Прекрасной на Елене. Ты высватать не можешь, и он, может быть, украдет невесту тебе.
И вот его призывают и спрашивают:
— Не украдешь ли ты невесту? Он говорит:
— Украду.
Вот старший брат умеет ковать и сковал столб, и другой брат выстал на столбу и высмотрел, за сколько морей, за сколько землей высмотрел, в каком городе живет Прекрасная Елена. Сидит она в терему, скрозь околицу Елену видел и скрозь платье Елены тело, кости видел. Из кости в кость мозги переливаются, все высмотрел. Ну, хорошо. Узнал, который поедет воровать, что в том городе нету котят. И вон взял котенка, стал приучивать. Куды пойдет, он котенка вслед за собой ведет. Как хозяин остановится, так и котенок вслед за ним остановится, на задние лапки станет и смотрит хозяину в глаза и курнячит.
И стал царь посылать одного и корабль стал давать. А он говорит:
— Я один не пойду и вашего корабля не нать. И старший брат умеет ковать, и окует он топор, и другой брат сработает тяп-ляп, и мы на своем пойдем корабле*
Царю было жалко от них отступиться, от их всех, и пошли они все на корабль, и шли, и пришли в тот город, где живет Прекрасная Елена. Ну и стал вор по городу похаживать и узнал, где Еленин дом и прямо у ейного дома все останавливается со своим котенком, и увидала в нову пору со зверьком, и кричит:
— Що, молодец, не продажный ли у тебя этот зверек? Продай-ко мне.
Он говорит:
— Що продавать, можно подарить так.
Ну она рада.
— Пожалуйста, подарите, да ко мне заходите и приучите, как околь вас этот зверек, так и околь меня, дабы я куда пошла, даки зверек пошел за мной.
Он рад и стал похаживать около ей и котенка стал приучивать около ей, и стал к себе на корап звать Прекрасную Елену.
— Пожалуйста, Прекрасная Елена, к нам на корап, корап посмотреть и наших заморских товаров.
Ну, вот она пошла к им на корап. Ну, на корап пришла, в каюту зашла и ей угощает. И приказал он братцам паруса распускать и якоря катать, и в море выходить. Сам Еленору угощает и разговаривает. Ей разговоры все в тягот. Было-побывало. И говорит Елена:
— Надо же мне прочь пойти. А он говорит:
— Посиди, побеседуй, Елена Прекрасная, у нас на корабли, и мы к вам часто ходим, а вы у нас и не бываете.
Посидел-посидел в редком побыванье. Ну ладно. Она сидит. Вот и вышла на палубу, прочь из каюты пошла. Видит, море синеет. Она овернулась лебедью и полетела. Другой брат хватил ружье и стрелил ей. А третий не допустил ни до воды, ни до земли и прямо ей хватил, ну и разорвал ей пополам. Разорвал ей пополам и говорит:
— Была лебедушка, сделайся теперь красна девушка. Она и говорит:
— Для кого меня везете? Для себя? А он:
— Для людей.
Она ничего не сказала.
Вот они пришли в город, и царь был радый, что невесту привезли. И она с царем к венцу идет.
— Ты старый, а я молодая. Она ему говорит:
— Как вы меня достали, так и там вси драгоценности достаньте мне-ка под венец, а драгоценности вы не достанете, невозможно их достать земному человеку.
И опечалился царь и опустил низко головушку.

1 Своеобразная местная форма от имени Семион (Симеон).


Собиратель: Этина И.
Шифры архивов: НА 56/221
Опубликовано: Русские народные сказки Карельского Поморья / Составители Разумова А.П., Сенькина Т.И., редактор Колесницкая И.М., «Карелия», 1974, № 16



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.