Опись фольклорных коллекций НА КарНЦ РАН

Контакты




 Чудесная дудочка

 Заонежье


Исполнитель:
Стафеев Федор Иванович, 69 л., с. Шуньга.

Чудесная дудочка



Было три доцери у отца. Матери живой не было. Отець поехал в город. Старша доць и говорит:
— Папа, привези мне-ка жемчугу на подвесь. Середня доць говорит:
— Папа, привези мне парци на душегрейку.
А сама младша доць была Марья-запеценица (все на пеци сидела), та и говорит:
— Папа, привези мне золотой яблоцек.
Ну вот, отець приехал в город и купил той жемчугу на подвесь— старшой доцери, а той парци на душегрейку — середней доцери. Ходил, ходил по городу и не мог купить яблоцка золотого. Вот ён и приехал домой. Больша доци спрашивает:
— Привез ли, папа, мне жемчугу на подвесь? ЁН говорит:
— Привез. Середня говорит:
— Привез ли мне парци на душегрейку?
— Привез. (Ну вот, и той привез.) Меньша доць:
— И мне, папа, привез ли золотой яблоцек?
— Нет, говорит, не привез.
Вот она осердилась и выстала на пець и сидит на пеци.
Ну вот, было-было времени, опять отець запоезжал в город. Оны опять и наказывают. Эта, тая, которая наказывала подвесь, а ныне — парцу на душегрейку. А тая, которая душегрейку, тая — жемчугу на подвесь. А младша — опять золотой яблоцек, только... золотой яблоцек.
Вот ён опять в город приехал, это взял, а этого золотого яблоцка не мог найти, не привез. Младша доць осердилась и на печь и зашла опять, сидит на пеци. Не через долго времени ён опять поехал в город. И ети доцери наказывают штофа на штофник обои. А тая — золотой яблоцек. Ну вот, ён етим купил и пошел по городу. Ходил, ходил по городу и нашел золотой яблоцек. И вот и купил и привез домой. Привез домой и отдал доцерям, тым отдал и ей отдал. Ёна етот яблоцек взяла, в пазуху клала да на пець и зашла. Ну, потом неделя прошла, ети сестры справлялись к обедни пойти. Ну вот, накрутились в наряд, а она и говорит:
— Сестрицы родимы, возьмите-ка меня!
— Куды тебя взять — сиди ты на пеци, пуливатица, слиноватица.
И оны к обедни ушли. А она яблоцку поклонилась, вышла. Яблоцек отворился, и она выняла все, духами, мылом омылась вся и одела шелково платье, и нитоцек на шею полных навязала, и перстней на руки наклала, и вот и пошла к обедни. И вот там у обедни весь народ на нее глядит, что откуль така явилась красавица. И сестры тоже глядят, что откуль така явилась красавица к обедни. Ну вот, приходят домой, а она впереди от них ушла, разделась, все в яблоцек склала и села на пець. Ну вот, оны пришли от обедни и говорят:
— Ой, Манька, красавица была седни у обедни: ни там, ни здесь, нигде под солнышком...
А она им говорит:
— А, сестры родимые, не я ли?
— Ой, пуливатица, слиноватица, Марья-запеценица, сидишь на пеци, а говоришь, что не я ли (а сами не догадаются, что у ей яблоцек такой).
Ну вот, неделя прошла, оны опять запоходили к обедни. Ну вот, она опять стала даваться к им.
— Сиди на пеци, говорят, не возьмем.
Да и не взяли, оделись и пошли. Ну, она опять яблоцку поклонилась, яблоцек отворился, она омылася да оделася. И приходит опять к обедни, на ее наряд глядят, как она, красавица, разодета хорошо (золоты перстни на руках да сережки в ушах, нитоцки на шее навязаны). Но, и пришла домой и разделася, платье-то сняла, а нитоцки оставила на шее и перстни на руках и сережки в ушах оставила золотые. Как оны домой пришли, да и говорят:
— Манька, как седни была у обедни, дак еще лучше красавица.
А ёна им и говорит:
— А, сестрицы родимые, не я ли?
Как они взглянут на пець, а у ей нитоцки на шее висят, привязаны, сережки с ушей не выняты.
— Ой! — ёны говорят.
Ну вот, оны взяли после обеда и пошли с ей. Говорят:
— Пойдем по ягодки с намы.
И пошла она по ягодки с има. Оны привели ю в темный лес
и в темном леси убили, и етот яблоцек взяли. И пришли домой две сестры. Етот отец стал доцери добираться, где ета доць. А был в деревни пастух, пас коров. И етот пастух пошел в лес и пришел к могилы (зарыта она в землю). И на етой могилы выросла трясцинка. И ён ету трясцинку срубил и сделал дудоц-ку (рожок такой, играть). И та могила и заговорила:
— Не режь на моей могилы, говорит, дудоцки, не режь моей трясциноцки: меня мои сестры убили незадорого, незадорого — за один за золотой яблоцек.
Ну вот, етот пастух пришел домой, етой дудоцкой стал играть, и етот отец узнал. Ну вот, пастуха етого взял, могилу разрыл и доць выкопал оттуда и похоронил.
Ну вот, и вся тут сказка.


Записал П. Т. Громов в 1937 г.
Шифр архива: НА 74/114
Опубликовано: Сказки Заонежья / Составитель Н.Ф. Онегина. Научный редактор А.Ф. Некрылова. Петрозаводск, 1986. С. 195-197.



Фольклор

Жанр

Район

Название


Внимание! Данные архивные фонды являются собственностью Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук и охраняются действующим законодательством РФ.
Любое их использование в коммерческих целях преследуется по закону. Представленные образцы могут быть использованы исключительно в научных, образовательных и культурологических целях.